Икона XVII-XIX вв
Основу иконописного собрания музея составляет сибирская икона, которая является одной из составляющих древнерусского искусства. Первые иконы были принесены в Сибирь казаками первопроходцами. Иконы также жаловались в сибирские храмы русскими государями, митрополитами, купцами, зажиточными людьми.
Коллекция сибирской иконы насчитываете более 300 памятников XVII–XX веков. За сибирской иконописью не утвердилось понятие школы. Это связано с поздним возникновением локальных иконописных центров (Тобольск, Иркутск), сформировавшихся на основе традиций разных иконописных школ и направлений.
Самая ранняя сибирская икона в коллекции — «Богоматерь Умиления» — относится ко времени организации иконописной мастерской при Тобольском архирейском доме (1721 год).
Из икон, созданных в Иркутске в первые десятилетия существования города, до нашего времени дошло всего несколько десятков, из них 22 — в коллекции музея. Часть из них, в основном крупноформатные памятники высокого класса, связаны своими корнями с искусством Русского Севера, мастера которого самобытно осмыслили и переработали великое наследие крупнейших иконописных центров древней Руси, в первую очередь Новгорода. Это иконы «Иоанн Предтеча», «Чудо о Флоре и Лавре», «Богоматерь Одигитрия Смоленская», «Богоматерь Владимирская», «Михаил Архангел – Грозных Сил Воевода».
Среди сибирских икон второй половины XVII века есть единичные образцы высокого стиля Оружейной палаты Московского Кремля — центра общерусского изобразительного искусства, руководителем которой был Симон Ушаков: «Христос Вседержитель», приписываемый Леонтию Кислянскому, «Спас Нерукотворный» с клеймами, «Апостол Пётр», «Апостол Аввакум».
Во многих сибирских иконах первых десятилетий XVIII столетия последовательно были реализованы «ушаковские» художественные принципы с проявлениями местного своеобразия (храмовая икона «Богоявление», приписываемая архидьякону Никону Красовскому, «Иоанн Богослов» в молчании). Это памятники переходного этапа к иконописи Нового времени или так называемого Синодального периода (1721–1917 гг.). В них соединились элементы древнерусской иконописи и продолжающие традиции живоподобного стиля.
В сибирской иконописи влияние стиля барокко, проводниками которого были северные и южнорусские мастера, оставалось прочным и неизменным на протяжении всего XVIII века и даже в первое десятилетие XIX века.
В собрании музея хранится около 80 сибирских икон XVIII века, среди которых есть произведения с яркой индивидуальностью художественного языка, отразившие в той или иной степени стилистику барокко. К XVIII веку относятся и немногочисленные памятники, исполненные в древнерусской традиции (большие храмовые иконы «Богоматери Казанской»).
Одной из разновидностей сибирской иконописи является народная икона, которая оказала влияние на церковную и монастырскую иконопись (иконы этого направления, имеющего крестьянскую основу, — «Апостол Петр», «Апостол Филипп» второй половины XVIII века из иконостаса церкви села Сурова Усть-Кутского района). Следует отметить, что среди сибирских икон XVIII века встречается наибольшее количество датируемых и подписных памятников.
В XIX веке широкое распространение получили произведения на религиозные сюжеты, выполненные по всем законам светской живописи. Во второй половине XIX века в Восточной Сибири появляются профессиональные художники с классическим образованием. Академический стиль становится преобладающим, композиция иконы упрощается и она становится похожей на картину, стираются различия в манере письма между иконами центральной России и провинциальных центров. В собрании музея это направление в иконописи представлено довольно широко. Иконы академической школы становились привлекательными объектами полупрофессионального и наивного подражания. Так, популярный в академической среде сюжет «Христос в темнице» в «примитивном» упрощении и условности обрёл некоторые черты традиционной иконописи и местного своеобразия, связанного с народным искусством. Именно такого рода памятники музейного собрания представляют наибольший интерес.