Искусство XIX – начала XX вв.

Историю сибирского изобразительного искусства можно разделить на три периода: первый (до 60-х гг. XIX в.) — эпоха первоначального накопления; второй (от 60-х гг. до революции) — эпоха торгового капитала и развития промышленного капитализма; третий — после революции, советский период.
 
Коллекция дореволюционного светского искусства включает имена как сибирских художников (живописцев и графиков), так и имена тех столичных мастеров, которые жили в Сибири или бывали здесь наездами (так называемая «сибирика»). Ведущим жанром на протяжении двух периодов остаётся портретный. Сюда входила в основном официальная живопись (портреты царей, государственных деятелей, различных генералов, наместников, губернаторов, родственников заказчиков и т. д.). Авторы многих из них неизвестны. Наиболее ценными являются портреты Ермака, иркутских епископов начиная с Иннокентия I, портрет императора Александра I, портреты великой княгини Елизаветы Алексеевны, военного губернатора Н. П. Лебедева, портреты иркутских купцов и купчих. Сохранились лишь немногие имена местных художников. Например, известно, что в 1790 году в Иркутске умер живописец Ф. И. Харинский. В коллекции представлены лишь два имени начального периода: первый сибирский портретист Михаил Васильев (портреты епископа Вениамина, М. М. Сперанского, купцов Басниных) и его последователь Михаил Песков (портреты отца и сына Сукачёвых, купцов Лаврентьевых, губернатора И. Б. Цейдлера) – первый сибиряк, успешно окончивший Императорскую академию художеств. В разделе «сибирика» — Лев Игорев (портрет губернатора К. К. Венцеля), Кондратий Корсалин (портрет купца Мясникова), ссылный поляк Пётр Кшижановский (портрет купца Е. А. Кузнецова), известный столичный портретист Карл Рейхель (портрет императрицы Марии Фёдоровны и забайкальского купца Н. Х. Кандинского) и др. Почти все произведения этого периода поступили в музей после революции 1917 года из городских учреждений и частных коллекций.
 
Второй период (с 1860-х годов) представлен не только портретными работами, но всё увереннее утверждавшимся в Сибири пейзажем. Сам портрет претерпел большие изменения. Как и в столичном искусстве, здесь побеждает влияние демократического реалистического искусства, что привело, в частности, к появлению новых героев — представителей сибирской интеллигенции: портрет редактора И. И. Попова и графини Е. П. Архангельской художника Николая Верхотурова; портрет редактора Н. М. Ядринцева томского художника Алексея Евреинова, портреты исследователя Г. Н. Потанина кисти Овсея Сегаля и Марии Сукачёвой и другие. Появляются автопортреты сибиряков, прошедших столичную школу, — иркутян П. Старцева, Д. Романова.
 
Особенно бурное развитие переживает в этот период пейзаж, который представлен в коллекции не только иркутскими художниками, но и мастерами Западной Сибири и Дальнего Востока. Толчок этому дали приезжие художники – академик Егор Мейер (в 1860-е писал этюды к картине «Вид Иркутска», 1867), Николай Добровольский (цикл пейзажей 1886 года), Яков Бровар («Красные камни на реке Похабиха», 1911), а также польские ссыльные художники Станислав Вроньский и Юзеф Беркман.
 
В коллекции сибирского пейзажа представлены работы художников из Иркутска: Петра Старцева, Дмитрия Романова, Петра Кашкарова («Ангара весной», 1916) , Петра Киселькова («Байкал»),  Ивана Козлова, Николая Лодейщикова (22 работы), Николая Лыткина, братьев В. Г. и И. Г. Шешуновых, Константина Померанцева и других, а также произведения первого якутского художника Акима Аркуши, читинца Александра Хангалова, приморского живописца Михаила Панова. Западная Сибирь в коллекции представлена произведениями томских художников Павла Кошарова (24 работы) и Владимира Вучичевича-Сибирского (7 работ), алтайского художника Григория Гуркина – ученика И. И. Шишкина. В начале XX века в Иркутске появляются первые жанровые работы Степана Щербакова — «Возвращение ходока» и «Старушка за чтением газеты».
 
Большинство произведений этого периода экспонировались на сибирских выставках и после революции были переданы музею «Иркутским обществом художников». Часть из них была подарена самими художниками и их потомками — Старцевыми, Романовыми, Лодейщиковыми.
 
Сибирская коллекция оригинальной графики сравнительно небольшая, но тоже имеет определённую художественную ценность. Это этюды или эскизы к живописным произведениям (коллекция П. Старцева). Значительная часть — законченные графические листы: пейзажи С. Вроньского, Н. Лодейщикова, П. Старцева, портреты, пейзажи и жанры Д. Романова, сатирические листы тобольского художника М. Знаменского, анималиста А. Лукина и пейзажиста П. Кошарова из Томска, пейзажиста И. И. Лаврова из Бийска (11 работ) и другие.
 
В становлении иркутской школы графики большую роль сыграла первая рисовальная школа, которую открыли в сибирской столице в 1900 году художники Н. И. Верхотуров и М. А. Рутченко-Короткоручко. В 1910 году в Иркутске открылась студия художника Ивана Лавровича Копылова, в советские годы реорганизованная в Иркутское художественное училище.

Портрет епископа Софрония

Неизвестный художник конца XVIII – начала XIX века. Холст, масло

Портрет Н. Т. Баснина

Михаил Андреевич Васильев. 1824 год. Холст, масло

Портрет М. Д. Басниной

Михаил Андреевич Васильев. 1824 год. Холст, масло

Портрет П. П. Сукачева с сыном Владимиром

Михаил Иванович Песков (1834–1864). 1854 год