Искусство XIX – начала XX вв.
Историю сибирского изобразительного искусства можно разделить на три периода: первый (до 60-х гг. XIX в.) — эпоха первоначального накопления; второй (от 60-х гг. до революции) — эпоха торгового капитала и развития промышленного капитализма; третий — после революции, советский период.
Коллекция дореволюционного светского искусства включает имена как сибирских художников (живописцев и графиков), так и имена тех столичных мастеров, которые жили в Сибири или бывали здесь наездами (так называемая «сибирика»). Ведущим жанром на протяжении двух периодов остаётся портретный. Сюда входила в основном официальная живопись (портреты царей, государственных деятелей, различных генералов, наместников, губернаторов, родственников заказчиков и т. д.). Авторы многих из них неизвестны. Наиболее ценными являются портреты Ермака, иркутских епископов начиная с Иннокентия I, портрет императора Александра I, портреты великой княгини Елизаветы Алексеевны, военного губернатора Н. П. Лебедева, портреты иркутских купцов и купчих. Сохранились лишь немногие имена местных художников. Например, известно, что в 1790 году в Иркутске умер живописец Ф. И. Харинский. В коллекции представлены лишь два имени начального периода: первый сибирский портретист Михаил Васильев (портреты епископа Вениамина, М. М. Сперанского, купцов Басниных) и его последователь Михаил Песков (портреты отца и сына Сукачёвых, купцов Лаврентьевых, губернатора И. Б. Цейдлера) – первый сибиряк, успешно окончивший Императорскую академию художеств. В разделе «сибирика» — Лев Игорев (портрет губернатора К. К. Венцеля), Кондратий Корсалин (портрет купца Мясникова), ссылный поляк Пётр Кшижановский (портрет купца Е. А. Кузнецова), известный столичный портретист Карл Рейхель (портрет императрицы Марии Фёдоровны и забайкальского купца Н. Х. Кандинского) и др. Почти все произведения этого периода поступили в музей после революции 1917 года из городских учреждений и частных коллекций.
Второй период (с 1860-х годов) представлен не только портретными работами, но всё увереннее утверждавшимся в Сибири пейзажем. Сам портрет претерпел большие изменения. Как и в столичном искусстве, здесь побеждает влияние демократического реалистического искусства, что привело, в частности, к появлению новых героев — представителей сибирской интеллигенции: портрет редактора И. И. Попова и графини Е. П. Архангельской художника Николая Верхотурова; портрет редактора Н. М. Ядринцева томского художника Алексея Евреинова, портреты исследователя Г. Н. Потанина кисти Овсея Сегаля и Марии Сукачёвой и другие. Появляются автопортреты сибиряков, прошедших столичную школу, — иркутян П. Старцева, Д. Романова.
Особенно бурное развитие переживает в этот период пейзаж, который представлен в коллекции не только иркутскими художниками, но и мастерами Западной Сибири и Дальнего Востока. Толчок этому дали приезжие художники – академик Егор Мейер (в 1860-е писал этюды к картине «Вид Иркутска», 1867), Николай Добровольский (цикл пейзажей 1886 года), Яков Бровар («Красные камни на реке Похабиха», 1911), а также польские ссыльные художники Станислав Вроньский и Юзеф Беркман.
В коллекции сибирского пейзажа представлены работы художников из Иркутска: Петра Старцева, Дмитрия Романова, Петра Кашкарова («Ангара весной», 1916) , Петра Киселькова («Байкал»), Ивана Козлова, Николая Лодейщикова (22 работы), Николая Лыткина, братьев В. Г. и И. Г. Шешуновых, Константина Померанцева и других, а также произведения первого якутского художника Акима Аркуши, читинца Александра Хангалова, приморского живописца Михаила Панова. Западная Сибирь в коллекции представлена произведениями томских художников Павла Кошарова (24 работы) и Владимира Вучичевича-Сибирского (7 работ), алтайского художника Григория Гуркина – ученика И. И. Шишкина. В начале XX века в Иркутске появляются первые жанровые работы Степана Щербакова — «Возвращение ходока» и «Старушка за чтением газеты».
Большинство произведений этого периода экспонировались на сибирских выставках и после революции были переданы музею «Иркутским обществом художников». Часть из них была подарена самими художниками и их потомками — Старцевыми, Романовыми, Лодейщиковыми.
Сибирская коллекция оригинальной графики сравнительно небольшая, но тоже имеет определённую художественную ценность. Это этюды или эскизы к живописным произведениям (коллекция П. Старцева). Значительная часть — законченные графические листы: пейзажи С. Вроньского, Н. Лодейщикова, П. Старцева, портреты, пейзажи и жанры Д. Романова, сатирические листы тобольского художника М. Знаменского, анималиста А. Лукина и пейзажиста П. Кошарова из Томска, пейзажиста И. И. Лаврова из Бийска (11 работ) и другие.
В становлении иркутской школы графики большую роль сыграла первая рисовальная школа, которую открыли в сибирской столице в 1900 году художники Н. И. Верхотуров и М. А. Рутченко-Короткоручко. В 1910 году в Иркутске открылась студия художника Ивана Лавровича Копылова, в советские годы реорганизованная в Иркутское художественное училище.