Искусство художников Сибири XX–XXI вв
Значительную часть коллекции искусства ХХ – начала XXI века в музее составляют произведения сибирских художников. Иркутск — не только административный, экономический, политический центр большого сибирского края, но и крупный культурный центр с давними традициями. В формировании иркутской художественной школы большую роль сыграло открытие в Иркутске в 1910 году художником и педагогом И. Л. Копыловым классов рисования и живописи, на базе которых было основано Иркутское художественное училище. В нем получили образование, а потом и преподавали, такие талантливые сибирские мастера, как А. Вычугжанин, А. Алексеев, Г. Новикова, А. Костовский и другие.
Хотя судьба многих художников Иркутска складывалась драматично, что известно на примере творческой и личной жизни А. Жибинова, Н. Андреева, но, бесспорно, на протяжении столетия сформировался особый «сибирский стиль», присущий иркутским художникам, сохраняющим и продолжающим развивать лучшие традиции русского искусства. Их творчество отличает профессионализм и высокие нравственные ценности.
С самого начала деятельности Иркутского отделения Союза художников РСФСР и до настоящего времени иркутский музей внимательно следит за искусством сибирских мастеров, а постоянные творческие контакты позволяют пополнять коллекцию лучшими произведениями современных сибирских художников. Многие произведения в течение десятилетий передавались в музей Комитетом по культуре администрации Иркутской области, часто дарились самими художниками и их близкими. Беспрецедентный дар — 200 работ А. Жибинова — передала музею в 1959 году его вдова, В. К. Заорская-Жибинова.
В последние годы в России и, в частности, в Иркутске стали возрождаться традиции меценатства. Дары любителей искусства и различных организаций, устройство выставок иркутских художников из частных коллекций — положительные приметы нового времени. Пройденный за ХХ век изобразительным искусством путь не отличался особенной цельностью и внутренним единством, но главной его чертой всегда было стремление художников быть ближе к жизни, отвечать на ее насущные вопросы.