Предстоящие к Распятию Богоматерь и Иоанн Богослов

XVIII в.
Дерево, резьба, масло
72х22х11; 74х20х10

Самым распространенным сюжетом в православной скульптуре является «Распятие». В период запретительных синодальных указов «Распятия» остались единственным разрешенным сюжетом. Кресты рекомендовали ставить в навершии иконостасов и в северных частях храма. В XVIII веке эта иконография, представляющая крест с распятым Христом и отдельно стоящие по бокам статуи Богородицы и Иоанна, приобрела особую популярность. В данной композиции отсутствует Голгофский Крест с распятым Христом. Фигуры Предстоящих к Распятию канонично полихромны, выражение их лиц скорбны и отрешены, позы статичны. Кажущаяся безыскусность и простота обманчива. Скупыми средствами мастер сумел передать сложные оттенки внутреннего состояния персонажей, выразить тему особого предстояния, диалога с молящимися.

Поступление: 1973 год, из посёлка Петропавловка Иркутской области.