Живопись

Первые  живописные произведения русских художников ХХ века поступают  в музей сразу же после национализации картинной галереи В. П. Сукачева из Иркутского общества художников, начиная с 1920-х годов. Именно тогда появился «Портрет моего дяди» Д. Бурлюка, оставшийся в Иркутске после отъезда художника в Америку. В 1920–1930-е годы коллекция увеличилась в десятки раз. Большое количество прекрасных произведений искусства разных видов и жанров поступили из Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда.

В формирование сложной и достаточно пестрой картины художественной жизни России этого времени внесли свой вклад футуристы, художники противоположного им фланга искусства — объединения АХРР («Ассоциация художников революционной России», 1922–1932). Многие художники, стремясь наиболее полно реализовать свои творческие возможности и получить представление о новых путях развития искусства, часто и в разное время, состояли в этих художественных объединениях. В коллекции иркутского музея находятся лучшие картины А. Куприна, В. Рождественского, С. Герасимова, А. Осмеркина, К. Зефирова, Н. Чернышова и многих других художников этого периода, прекрасно характеризующие их творчество.
 
Объединение художников различных творческих устремлений в 1932 году в единый творческий Союз привело искусство к абсолютизации в творческий метод социалистического реализма, что на долгие годы определило пути развития отечественного искусства. Тем не менее, когда свежие тенденции стали проникать в искусство, было создано огромное количество прекрасных произведений живописи. Достаточно упомянуть об эпическом полотне А. Пластова «Ужин трактористов», которое произвело такой фурор в художественном мире, что даже Третьяковская галерея заказала автору второй вариант для своей коллекции.

В разные десятилетия Министерством культуры СССР и РСФСР и Комитетом по делам искусств при СМ СССР в коллекцию музея были переданы произведения мастеров ХХ века не только России, но и республик бывшего СССР, чьи имена вошли в классику национального и русского искусства:  К. Максимова, Н. Нестеровой, В. Стожарова, Б. Неменского, М. Сарьяна, О. Филатчева, Н. Ромадина, К. Юона.
 
В последние годы ХХ века в связи с перестройкой осложнились некогда прочные связи в формировании коллекции произведениями современного искусства России.

Автопортрет с матерью

Олег Павлович Филатчев (1937–1997). 1974 год. Холст, масло. 96х120

Фигура женщины с амуром в левой руке

Александр Григорьевич Тышлер (1898–1980). 1971. Холст, масло. 71х53

Букет

Наталья Игоревна Нестерова (1944–2022). 1979 год. Холст, мало. 115х100

Тишина

Борис Михайлович Неменский (род. в 1922). 1965 год. Холст, масло. 97х174

Село Большая Пысса

Владимир Федорович Стожаров (1926–1973). 1967 год. Холст, масло. 140х160

Натюрморт с синим кувшином

Александр Васильевич Куприн (1880–1960). 1931 год. Холст, масло. 100х115

Иней. Восход солнца (Малиновая гамма)

Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960). 1941 год. Холст, наклеенный на картон, масло. 65х100

Подсчет трудодней

Александр Викторович Моравов (1878–1951) 1934 год Холст, масло. 137х169

Ленинградское шоссе

Борис Федорович Рыбченков (1899–1994). 1935 год. Холст, масло. 104,5х164

Утро Москвы

Константин Федорович Юон (1875–1958). 1942 год. Холст, масло. 100х150

Сирень

Петр Иванович Котов (1889–1953) 1944 год Холст, масло. 65х60

Купальщицы

Константин Мефодьевич Максимов (1913–1994). 1963 год

Первый выгон

Николай Михайлович Ромадин (1903–1987). 1948 год. Бумага наклеена на картон, масло. 71х106

Ужин трактористов

Аркадий Александрович Пластов (1893–1972) 1951 год Холст, масло. 203х170

Доярка

Александр Александрович Дейнека (1899–1969). 1959 год. Холст, масло. 162х132

Плоды каменистых склонов Арагаца

Мартирос Сергеевич Сарьян (1880–1972). 1958 год. Холст, масло. 145х115

Натюрморт

Петр Петрович Кончаловский (1876–1956). 1918 год. Холст, масло. 122х129

У серебряного ключа

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939). 1921 год. Холст, масло. 40х55