Игольник. Пудренница

Игольник. Петербург. Фирма «Фаберже» (1842–1918)
Пудренница. Петербург. Фирма «Фаберже» (1842–1918)

Мастера фирмы К. Фаберже возродили и дали новую жизнь многим забытым в тот период техническим приемам. В первую очередь это касается эмальерного дела. Более пятисот различных оттенков эмали применяли мастера предприятия в своей работе. Создавались произведения в самых различных техниках: эмаль по скани, по чеканному и литому рельефу, расписная эмаль, эмаль «гильоше».

Виртуозно владел всеми перечисленными техниками один из ведущих мастеров фирмы, создатель пасхальных яиц для императорской семьи Михаил Перхин (1860–1903). В коллекции музея игольник его работы. Ослепительная белая эмаль, золото лиственных гирлянд, пересекающих поверхность изделия, теплота сердолика, завершающего композицию, — все это делает утилитарную вещь настоящим шедевром ювелирного искусства.

Ученик М. Перхина Генрих Вингстрем (1862–1923) виртуозно владел приемом наложения прозрачной эмали на резные фоны в технике гильоше. Причудливый муаровый узор, просвечивающий через слои так называемой «устричной» эмали, делает поверхность пудреницы работы мастера похожей на водную мерцающую зыбь. Полоски густой синей эмали и золотой гирлянды подчеркивают строгую форму, а бриллиантовая монограмма завершает элегантный образный строй произведения.
 
Игольник. Конец XIX–начало XX веков
Мастер М. Перхин (1860–1903)
Золото, эмаль, сердолик. Длина — 11,3
 
Пудренница.  Конец XIX–начало XX веков
Мастер Г. Вигстрем (1862–1923)
Серебро, бриллианты; чеканка, золочение, эмаль «гильоше». 6х5