Иконопись

Коллекция икон Иркутского художественного музея одна из самых значительных в Сибири и на Дальнем Востоке.

 

Драгоценной частью иконописного собрания музея является дар знаменитого московского коллекционера В.В. Величко (передан его племянником Николаем Кирилловичем Величко по завещанию). Более ста икон – памятники ХV–XVII веков крупнейших художественных центров (Новгорода, Пскова, Москвы), иконы провинциальных иконописных мастерских, а также редкие балканские иконы. В экспозиции представлены наиболее ценные из них.

 

Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» ХV века, характер изображения которой восходит к знаменитым «краснофонным» иконам, свидетельствует о самобытном и демократичном стиле новгородского искусства, имеющем глубокие народные корни.

 

Икона «Успение Богоматери» XVI века дает представление об уникальной иконописи Пскова, драматичной и необычайно экспрессивной.

 

Строгость и напряженность звучат в иконе «Никола, Илья и Флор» (северные провинции, ХVI век). Эту икону можно назвать характерным образцом работы северных мастеров и по манере исполнения, и по выбору святых – «скорых» заступников .

 

Лаконизм и прямота замысла и исполнения – отличительная черта еще одной иконы, созданной в Обонежье в начале ХVI века, – «Покрова». Сдержанное цветовое решение – жидко проложенная охра, винно-красные цвета одежд и плотно «заселенная» иконная плоскость доски – делают доступным и выразительным рассказ о явлении и заступничестве Богоматери.

 

Московская иконопись ХV века – времени подлинного расцвета этой школы – представлена одним из самых замечательных памятников коллекции – иконой «Беседа Христа с книжниками. Преполовение». Гармония ритма и цвета, духовная и художественная соразмерность персонажей создают особое просветленное состояние приобщения к Благодати.

 

В искусстве ХVII века особая роль принадлежит Иконной мастерской Оружейной палаты Московского Кремля, руководителем которой много лет был Симон Ушаков («Спас Эммануил»).

 

«Рождество Христово» (первая половина ХVII века) – одно из лучших произведений иконописцев Костромы – крупнейшего художественного центра позднего средневековья.

 

В ХVII веке формируется новый стиль в иконописи, так называемый «строгановский», для которого характерно миниатюрное и филигранное письмо. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских («Походный иконостас»).


 

Богоматерь Одигитрия Смоленская

Новгород, северная провинция. Конец XV века Дерево, левкас, темпера

Покров

Новгород, северная провинция. XVI век. Дерево, левкас, темпера

Беседа Христа с книжниками. Преполовение

Московская школа.  XV век. Дерево, левкас, темпера

Успение Богоматери

Псков (?). XVI век. Дерево, левкас, темпера

Спас Нерукотворный Мокрая Брада

Северные письма (?) XVI - начало XVII века. Дерево, паволока, левкас, темпера

Рождество Христово

Кострома (?). Первая половина XVII века. Дерево, левкас, темпера

Спас Эммануил

Симон Ушаков (?). Вторая половина XVII века. Дерево, левкас, темпера, металлический оклад, перегородчатая эмаль, стекло

Походный иконостас

Строгановская школа (?).  XVII век. Дерево, темпера

Никола Можайский

Россия. XVIII век. Дерево, левкас, масло, резьба