Иконопись
Коллекция икон Иркутского художественного музея одна из самых значительных в Сибири и на Дальнем Востоке.
Драгоценной частью иконописного собрания музея является дар знаменитого московского коллекционера В.В. Величко (передан его племянником Николаем Кирилловичем Величко по завещанию). Более ста икон – памятники ХV–XVII веков крупнейших художественных центров (Новгорода, Пскова, Москвы), иконы провинциальных иконописных мастерских, а также редкие балканские иконы. В экспозиции представлены наиболее ценные из них.
Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» ХV века, характер изображения которой восходит к знаменитым «краснофонным» иконам, свидетельствует о самобытном и демократичном стиле новгородского искусства, имеющем глубокие народные корни.
Икона «Успение Богоматери» XVI века дает представление об уникальной иконописи Пскова, драматичной и необычайно экспрессивной.
Строгость и напряженность звучат в иконе «Никола, Илья и Флор» (северные провинции, ХVI век). Эту икону можно назвать характерным образцом работы северных мастеров и по манере исполнения, и по выбору святых – «скорых» заступников .
Лаконизм и прямота замысла и исполнения – отличительная черта еще одной иконы, созданной в Обонежье в начале ХVI века, – «Покрова». Сдержанное цветовое решение – жидко проложенная охра, винно-красные цвета одежд и плотно «заселенная» иконная плоскость доски – делают доступным и выразительным рассказ о явлении и заступничестве Богоматери.
Московская иконопись ХV века – времени подлинного расцвета этой школы – представлена одним из самых замечательных памятников коллекции – иконой «Беседа Христа с книжниками. Преполовение». Гармония ритма и цвета, духовная и художественная соразмерность персонажей создают особое просветленное состояние приобщения к Благодати.
В искусстве ХVII века особая роль принадлежит Иконной мастерской Оружейной палаты Московского Кремля, руководителем которой много лет был Симон Ушаков («Спас Эммануил»).
«Рождество Христово» (первая половина ХVII века) – одно из лучших произведений иконописцев Костромы – крупнейшего художественного центра позднего средневековья.
В ХVII веке формируется новый стиль в иконописи, так называемый «строгановский», для которого характерно миниатюрное и филигранное письмо. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских («Походный иконостас»).