Живопись
Собрание произведений российских живописцев включает широкий круг знаменитостей, а также незаслуженно забытых художников национальной школы, без которых история русского искусства была бы далеко не полной.
Ровесница музея — коллекция второй половины XIX века. Ее основой стала картинная галерея В. П. Сукачёва. Благодаря ему в Иркутске оказались лучшая работа раннего И. Репина («Нищая»), пейзажи маринистов И. Айвазовского и А. Боголюбова, известные жанровые картины Л. Соломаткина, В. Максимова, А. Кившенко, К. Трутовского, Ф. Бронникова, пейзажи ведущих мастеров М. Клодта, Ю. Клевера, Л. Лагорио, В. Орловского, И. Ендогурова, Р. Судковского, произведения разных жанров одного из самых популярных художников К. Маковского и других авторов. В коллекции В. Сукачева представлен и ряд талантливых имен, которых нет сейчас даже в столичных музеях: Н. Богданов, И. Вельц, Н. Скадовский, В. Худояров и другие.
Коллекция XVIII–первой половины XIX века стала формироваться уже в советское время. Самое раннее поступление из Москвы относится к 1928 году. В далекой Сибири оказались произведения замечательных мастеров: Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, Василия Шебуева, Карла Брюллова и многих других.
Один из важных источников поступления — коллекции иркутян. По словам сибирского ученого Г. Потанина, первые произведения искусства за Уралом появились именно в Иркутске, который с начала XIX века был общепризнанным культурным центром Сибири. В 1920-е годы одним из первых поступил знаменитый в Иркутске ещё с начала XIX века огромный «Портрет Г. Р. Державина» кисти итальянского художника С. Тончи — подарок самого поэта купцу М. В. Сибирякову, а из зала Общественного собрания — «Портрет генерал-губернатора графа Н. Н. Муравьева-Амурского», исполненный К. Маковским по заказу иркутян. Из Иркутской мужской гимназии были переданы марины И. Айвазовского и другие живописные произведения.
С 1948 по 1978 гг. главную роль в формировании русской коллекции сыграл директор музея А. Д. Фатьянов. Талантливый собиратель завоевал непререкаемый авторитет не только в Государственном фонде, в столичных музеях, но и у крупнейших коллекционеров страны. Благодаря коллекционерам-дарителям Ф. Вишневскому, Н. Величко, Ю. Невзорову и другим, ставшим друзьями музея, собрание русского искусства обогатилось работами Дмитрия Левицкого, Ивана Акимова, Семена Щедрина, Сильвестра Щедрина и Максима Воробьева, «Великого Карла» (Брюллова) и его ученика Пимена Орлова. Так, из небольшой коллекции В. Сукачева музей превратился в крупнейшее собрание русской живописи за Уралом. В нем появились такие знаменитые имена, как В. Тропинин, А. Варнек, С. Зарянко, К. Зеленцов. А. Корзухин, В. Поленов, В. Серов, С. Виноградов, С. Жуковский, Б. Кустодиев. Благодаря усилиям А. Фатьянова музею были переданы работы И. Крамского, В. Максимова, А. Саврасова, Ф. Малявина, Почти ежегодно коллекция пополнялась знаменитыми именами: В. Перов, И. Шишкин, В. Маковский, В. Суриков, А. Архипов и другие.
Богатство и разнообразие коллекции дают возможность представить зрителю достаточно полную картину развития отечественной живописи.